О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде

Министерство образования Российской Федерации

П Р И К А З
от 28.02.2000 N 619

В соответствии с решением коллегии от 08.02.2000 "О концеп- ции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде" ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить концепцию профилактики злоупотребления психоак- тивными веществами в образовательной среде (далее - Концепция) (приложение 1) и план мероприятий Минобразования России по реализации концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде на 2000-2001 годы (далее - План) (приложение 2).
2. Управлению социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой) совместно с заинтересованным структурными подразделениями Минобразования России обеспечить исполнение Плана.
3. Рекомендовать руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации осуществить комплекс мер по разработке и реализации региональных программ профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде с соответствии с Концепцией.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е.Чепурных.

Министр В.М.Филиппов

Приложение 1 к приказу Минобразования России от 28.02.2000 N 619

КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Москва 2000 г.

Концепция разработана по заказу Минобразования России при консультативной поддержке Минздрава России авторским коллективом в составе:
- Дудко Т.Н., к.м.н., руководитель отделения Института наркологии Минздрава России;
- Вострокнутов Н.В., д.м.н., руководитель отделения ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П.Сербского, советник Минобразования России;
- Гериш А.А., к.м.н., главный специалист Минобразования России;
- Басов А.М., к.м.н., директор Центра медицинской реабилитации и коррекции личности;
- Котельникова Л.А., к.филос.н., научный сотрудник Института философии РАН.
Под общим руководством начальника Управления социально-педагогической поддержки и реабилитации детей Минобразования России Г.Н.Тростанецкой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение
Наркотическая ситуация
Современные представления о профилактике наркомании
Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ
Вторичная и третичная профилактика зависимости от психоактивных веществ
Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР)
Заключение
Приложения

ВВЕДЕНИЕ

Наркомания является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде.
В изложенной Концепции профилактической антинаркотической дея- тельности акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики. Одни из них носят общий характер, другие - частный, специализированный.
Главная цель, выдвигаемая в Концепции, заключается в объедине- нии образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич- ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общего результата:
снижение спроса и, следовательно, распространенности наркоти- ков среди детей и молодежи и вовлечения их в наркогенную ситуацию и субкультуру;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого- лизмом;
снижение медико-социальных последствий злоупотребления психо- активными веществами (ПАВ) - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов, прек- ращение образования, разрушение семей, криминализация детей и моло- дежи.
При анализе современных публикаций, посвященных методологичес- ким аспектам профилактики, отмечается отсутствие концептуального и системного подходов. Как правило, доминирует рассмотрение отдель- ных, изолированных, преимущественно ведомственных проблем, либо, например, педагогических, психологических, социологических вопро- сов, объединенных профессиональным интересом автора или авторского коллектива.
Следует отметить, что целый ряд важных положений прежде всего ранней, первичной профилактики уже разработан и используется в дан- ной Концепции. К ним относятся:
приоритет первичного профилактического подхода к решению проб- лем наркомании;
признание медико-социальной значимости профилактических мер для раннего выявления и диагностики, эффективности лечения и реаби- литации наркозависимых, улучшения криминогенной обстановки в об- ществе, снижения общей заболеваемости;
определение принципа комплексного (межведомственного) подхода к решению проблем профилактики наркозависимости.
Первостепенными задачами выдвигаемой Концепции являются созда- ние организационных структур профилактики, подготовка кадров, раз- работка программ для всех уровней профилактической деятельности, создание нормативно-правовой базы, осуществление мониторинга, оцен- ка эффективности профилактических мероприятий. Вместе с тем оценка эффективности профилактики наркомании вызывает определенные труд- ности, поскольку изменения динамических характеристик злоупотребле- ния ПАВ и распространенности наркомании, происходящие на протяжении многих лет, не позволяют оценить ее однозначно.
В Концепции определены роль и значение вторичной и третичной профилактики. Они заключаются в том, что своевременно начавшиеся лечебно-реабилитационные мероприятия не только восстанавливают лич- ностный и социальный статус детей и молодежи, но и весьма сущест- венно ограничивают возможности наркогруппировок по распространению наркотиков и совершению других противоправных действий, поскольку снижается потребность в приеме наркотиков и, следовательно, в кри- минальном добывании денег для их приобретения. Вместе с тем много- летняя практика свидетельствует, что только медицинские мероприятия не могут решить все проблемы вторичной профилактики, особенно каса- ющиеся реабилитации детей и молодежи.
Реальная наркотическая ситуация, сложившаяся в стране, и соз- ревшая потребность общества в ее кардинальном изменении диктуют не- обходимость комплексного, концептуально осмысленного подхода к ре- шению проблемы профилактической помощи, предупреждающей употребле- ние наркотиков и развитие наркомании. Активные профилактические ме- роприятия должны опираться:
на методологию формирования у детей и молодежи представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, препятствую- щих вовлечению в наркогенную ситуацию;
на формирование у детей и молодежи, а также у лиц, вступивших на путь первых проб ПАВ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность (первичная, вторичная и третичная профилактика);
на раннее выявление и диагностику наркозависимости;
на реабилитацию детей и молодежи, возвращающихся из среды нар- котизации в нормативную жизнь (вторичная и третичная профилактика).
Концепция профилактики злоупотребления ПАВ содержит глоссарий общих понятий: профилактика, субъекты профилактики, группы риска, злоупотребление психоактивными веществами и другие, социальные и правовые основания профилактической деятельности, области реализа- ции профилактической помощи (Приложения).

НАРКОТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ

В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и дру- гими психоактивными веществами приняло характер эпидемии. По данным Всемирной организации здравоохранения, суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных ве- ществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек.
В последнее десятилетие и для России употребление несовершен- нолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактив- ных веществ превратилось в проблему, представляющую серьезную угро- зу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и право- порядку.
По данным Минздрава России количество потребителей наркотиков на первое полугодие 1999 г. составило 315 тыс. человек. По мнению экспертов реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этот показатель в 8-10 раз.
Системный анализ показателей наркологической заболеваемости подростков и населения в целом свидетельствует о том, что в 1998 году уровень заболеваемости наркоманией среди подростков был в 2 раза выше, чем среди населения в целом, а заболеваемость токсикома- нией - в 8 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, а ненаркотическими ПАВ - в 11,4 раза чаще, чем взрослые.
Происходит неуклонное "омоложение" наркомании. В России сред- ний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 года, среди девочек до 12,9 года; возраст приобщения к ток- сико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14,2 года среди мальчиков и 14,6 года среди девочек.
За пять лет (с 1992 по 1997 год) число детей, больных наркома- нией, увеличилось в 19,3 раза; больных токсикоманией - в 15,7 раза.
Как следует из большинства социологических исследований и на- учных публикаций, в нашей стране 8% молодежи периодически употреб- ляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40 проц., а по отдельным регионам эта цифра значитель- но выше.
По существующим прогнозам рост показателей, связанных с упот- реблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2005-2010 года.
Кроме роста числа лиц, злоупотребляющих наркотическими вещест- вами и больных наркоманией, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность, увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, а также сопутствующих наркомании болезней: в первую очередь СПИДа (в России среди больных СПИДом более 50 проц. наркоманов, в Европе - 70 проц.), инфекционных гепатитов (в России более 90 проц. наркоманов бо- леют гепатитами), венерических болезней, туберкулеза и других забо- леваний. ВИЧинфекции зарегистрированы не только у подростков и де- тей в возрасте 11-14 лет, но и у младенцев, заразившихся от ВИЧин- фицированных матерей, больных наркоманией. По данным международной статистики весь круг заболеваний, связанных с наркоманиями, дает около 10% всех смертей и 20 проц. всех госпитализаций. Причем в настоящее время около 40 проц. госпитализаций в психиатрические клиники составляют подростки с делинквентными формами поведения в сочетании с наркотизацией и токсикоманией. Таким образом, исходя из возрастных особенностей большинства наркозависимых (13-24 года), под угрозой фактически оказалось будущее страны.
Очень высока криминогенность среди лиц, злоупотребляющих нар- котиками и другими ПАВ. В 1998 году несовершеннолетними совершено более 11 тыс. преступлений, связанных с незаконным оборотом нарко- тиков (это на 9,5 проц. больше, чем в 1997 году). Органами внутрен- них дел выявлено более 1,3 тыс. несовершеннолетних, совершивших преступления под воздействием ПАВ.
Дифференцированный анализ отечественной и мировой наркотичес- кой ситуации позволяет выделить ряд основных факторов, определяющих негативную динамику проблемы. Условно выделяются социально-экономи- ческие, социально-идеологические и биомедицинские факторы, а по масштабу их действия - глобальные, геополитические, региональные, присущие отдельным слоям общества, микрогруппам населения, семьям, личностям.
В последние годы Россия начала играть роль крупного рынка сбы- та наркотиков. В геополитическом плане наша страна оказалась на пу- тях мировых потоков наркотиков, а также стала пограничной страной по отношению к тем странам и регионам, в которых наркобизнес явля- ется одним из основных средств получения денег на оружие, ведение войн, осуществление террористических актов. В самой России и грани- чащих странах СНГ появились опасные наркозоны - Чечня, Таджикистан, Казахстан и др., что влияет на распространенность наркотиков в масштабах всей страны.
Среди основных причин, влияющих на распространенность наркома- нии и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность ПАВ. Около 60% опрошенных несовершенно- летних, употребляющих наркотики и токсические средства, отмечают относительную несложность их приобретения. Наркотики приобретаются в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на ули- цах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в детскоподростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищенностью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому, без жестких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и сило- вого противостояния наркогруппировкам, добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счет усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Несовершеннолетний, начинающий прини- мать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны - массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерян- ность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родите- лей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями ПАВ.
Ситуация усугубляется тем, что в недалеком прошлом ранняя ал- коголизация и токсикомания преимущественно поражали детей из небла- гополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. На сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется в не меньшей степени подростками из благополучных слоев общества, семей с высо- ким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысо- кие морально-этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с фи- нансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньга- ми. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую мо- лодежную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свобод- ное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определенным стилем жизни.
На уровне личностных факторов, являющихся пусковым механизмом начала употребления наркотиков и последующего злоупотребления ими, выделяются индивидуальная дисгармоничность, наследственная генети- ческая дефицитарность, врожденные аномалии характера, проявляющиеся в виде негативных аффективных и поведенческих расстройств. Немалый "вклад" в ухудшение здоровья детей и подростков и создание благоп- риятной почвы для распространения наркомании вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные чрезмерные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой обра- зования.
Низкий качественный уровень подготовки в массовой общеобразо- вательной школе, очевидно, стал причиной создания элитных школ, так называемых школ "нового типа" (гимназии, колледжи и т.п.). Элитные школы являются экспериментальной базой для внедрения новых, "прог- рессивных" методов обучения. При этом программы обучения не серти- фицированы гигиенистами, внедряются без участия органов здравоохра- нения. Около 350 авторских программ не прошли санитарно-гигиеничес- кой и медицинской экспертизы. Жесткие учебные нагрузки настолько не соответствуют возможностям растущего организма, что могут способс- твовать инвалидизации. Например, с компьютеризацией связывают воз- никновение заболеваний органов зрения у 40% школьников.
Отрицательно сказывается на здоровье учащихся совмещение учебы с трудовой деятельностью. Как правило, дети, вынужденные совмещать учебу и работу - это дети из низко обеспеченных семей, у которых дополнительная трудовая нагрузка сочетается с недостаточно качест- венным питанием и другими факторами, связанными с низким уровнем жизни семьи.
Процесс обучения организовывается без учета здоровья обучающе- гося, несбалансированных режимов его умственной деятельности, про- изводительного труда и отдыха.
Сокращение сети дошкольных образовательных учреждений и сокра- щение охвата детей общественным дошкольным образованием (на 01.01.99 только 53,9 проц. детей в возрасте от 1 до 6 лет посещают дошкольные учреждения) дополнительно сказывается на возможности проведения соответствующей воспитательной работы среди детей дош- кольного возраста и их родителей.
Также существенным отягощающим фактором риска возникновения наркомании является высокая соматическая заболеваемость учащихся.
Существующее положение в школе, конечно, наряду со всеми нега- тивными явлениями в повседневной жизни школьников, привело к значи- тельному ухудшению показателей их здоровья.
По данным Минздрава России:
до 50 проц. гимназистов заканчивают учебный день с признаками сильного и выраженного переутомления, в общеобразовательных школах таких школьников 20-30 проц.;
повышенная невротизация диагностируется у 55-83 проц. учащихся школ нового типа, а более половины учеников этих школ имеют хрони- ческие болезни. Среди практически здоровых - две трети детей имеют морфофункциональные изменения;
в результате многочисленных неблагоприятных факторов, влияющих на организм ребенка, у 25 проц. детей и подростков развивается синдром астенизации физического развития, характеризующийся умень- шением массы тела, снижением мышечной силы и жизненной емкости лег- ких;
из 6 млн. подростков, прошедших профилактические осмотры в возрасте 15-17 лет, у 94,5 проц. были зарегистрированы разные забо- левания, основные из которых - близорукость (за время обучения чис- ло детей с близорукостью увеличивается в пять раз), заболевания опорно-двигательного аппарата, органов дыхания, пищеварения, нерв- ной системы, причем распространенность заболеваний, ограничивающих выбор профессии, достигает 30 проц.;
распространенность психических заболеваний среди детей и под- ростков возрастает каждые 10 лет на 10-15 проц., частота психичес- ких заболеваний достигает у детей 15 проц., у подростков - 20- 25 проц., психические заболевания являются причиной инвалидности с детства в 70 проц. случаев, непригодности к военной службе - в 33 проц. случаев. В детских домах психически здоровы лишь 10 проц. де- тей, а в приютах практически все дети имеют клинически выраженные нервно-психические расстройства, причем треть из них - в стадии де- компенсации.
Отсюда следует, что современная система образования в российс- ких школах вносит свой "весомый вклад" в ухудшение общесоматическо- го и психического здоровья учащихся, наряду с другими неблагоприят- ными влияниями повседневной жизни. Учащиеся с перечисленными нару- шениями относятся к группам риска и нуждаются в специализированной медицинской и психологической помощи.
Таким образом, эпидемия наркомании в стране обусловлена не только совокупностью многих патогенных личностных, социальных, гео- политических и других факторов, но и их сложным взаимодействием и взаимопроникновением. Такое понимание этого сложного биопсихосоци- ального явления диктует выбор определенных стратегий и предпочти- тельных подходов в поисках путей решения проблемы наркомании с ис- пользованием потенциала заинтересованных государственных институтов и общественности.
Обращает также на себя внимание низкий уровень информирован- ности населения о профилактике наркотической патологии и малая дос- тупность квалифицированной бесплатной консультативной и лечебно-ре- абилитационной помощи детям и подросткам, больным наркоманией, и превентивной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению ПАВ. Около 60 проц. опрошенных детей и подростков и 28 проц. взрослых не представляли, куда можно обратиться при появлении наркотических проблем. Причем, в основном, население ориентировано на анонимную наркологическую помощь. В стране отсутствуют государственные детс- ко-подростковые реабилитационные центры, а оплачивать услуги ком- мерческой наркологии большинство граждан не в состоянии.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учи- телей, воспитателей, школьных психологов, социальных педагогов, врачей, которые нуждаются в выработке совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании.

CОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ

Профилактическая деятельность, как правило, строится на комп- лексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако несмотря на все усилия и затра- ты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявле- ние лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызыва- ет большие трудности. Фактически вся лечебно-профилактическая и ре- абилитационная работа в области наркологии касается явных, запущен- ных случаев наркоманий, токсикоманий и алкоголизма.
На государственном уровне ни одна, даже самая благополучная в экономическом отношении страна не финансирует весь спектр деятель- ности по борьбе с наркоманией и ее последствиями. Так, в Германии на долю общественных организаций приходится до 80 проц. всех специ- ализированных наркологических медико-социальных служб. Ими создана собственная сеть медицинской и социальной помощи, включая консуль- тационные пункты, амбулатории, стационары, юношеские и молодежные центры, приюты и т.д. Бюджетное здравоохранение Германии ориентиро- ванно в основном на прямую медицинскую помощь - снятие наркотичес- кой интоксикации и специализированное наркологическое лечение в острых случаях. В Дании, Бельгии, Норвегии создана достаточно раз- ветвленная социально-реабилитационная сеть для помощи наркоманам. В этих странах обращается особое внимание на организацию альтернатив- ного приему наркотиков отдыха, особенно в вечернее время. В профи- лактическую работу включаются бывшие наркоманы, а также сверстники, так как подростки не верят в массовые акции, мало доверяют взрос- лым.
Вторым важным моментом зарубежного опыта в области предупреж- дения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, т.к. именно эта возрастная группа несовершеннолетних и молодежи быстро втягивается в наркотизацию, осложняющуюся сопутс- твующими наркотизации заболеваниями вследствие отсутствия должной гигиены и случайных половых контактов. В ряде стран для детей и подростков "группы риска" развернута целая сеть учреждений социаль- ной помощи - "жилые общины" для молодежи, женщин с детьми, "кризис- ные" молодежные временные убежища, ночные приюты.
Другой формой работы за рубежом является организация помощи на рабочих местах, позволяющая предотвратить наркотизацию несовершен- нолетних, включенных и не включенных в "группы риска". Примером этого могут служить институт социальных консультантов, входящих в штат многих учебных заведений в США, европейская программа "помощи на рабочих местах" (ЕАР) и др. Консультант выявляет в учебных заве- дениях проблемных детей, исследует причины возникновения проблем, вырабатывает совместно с администрацией, родителями и необходимыми медицинскими специалистами программу действий. Такой подход широко распространен во всем мире, а в нашей стране, к сожалению, делает только первые шаги.
В международной практике можно выделить следующие основные мо- дели профилактики:
медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-со- циальные последствия наркомании и предусматривает в основном инфор- мирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье;
образовательная модель направлена на обеспечение детей и моло- дежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности;
психосоциальная модель своей главной целью утверждает необхо- димость развития определенных психологических навыков в противосто- янии групповому давлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков.
В настоящее время различными являются и формы законодательного отношения к наркотикам - от разрешения на легальную торговлю "лег- кими" наркотиками (Дания, Нидерланды) до введения смертной казни за распространение наркотических средств (Китай, Ирак).
Система профилактических мер, несомненно, нуждается в экономи- ческой оценке. Настоящая Концепция требует дополнительного техни- ко-экономического обоснования.
Данные, например, германских авторов показывают, что только в медико-реабилитационной области бюджетные расходы европейского го- сударства составляют около 20 проц., тогда как остальные затраты приходятся на многочисленные общественные и благотворительные орга- низации. Косвенным образом уровень необходимого финансирования мож- но представить, рассмотрев всю инфраструктуру наркологической помо- щи. Это особенно актуально потому, что в процессе профилактики вы- являются также лица, нуждающиеся и в активных лечебно-реабилитаци- онных мероприятиях. В свою очередь пациенты, прошедшие или проходя- щие реабилитацию, возвращаются в среду первичной профилактики. Та- ким образом, происходит объединение первичной, вторичной и третич- ной профилактик.
Необходимо рассчитать затраты на профилактические мероприятия, проводимые в образовательных учреждениях, в первую очередь в шко- лах. За основу расчетов в этом случае берутся учебные часы, необхо- димые для реализации той или иной программы. Наиболее широко (почти в 30 странах) распространена разработанная в США программа "Скил Лайфс" ("Успешная Жизнь"). Восемь базовых принципов этой программы в обязательном порядке реализуются в рамках специальных занятий. Занятия проводятся педагогами и психологами, прошедшими специализи- рованную подготовку с малыми группами учащихся. На эти занятия от- водится от 100 до 200 учебных часов в год, начиная с дошкольных уч- реждений и заканчивая старшими классами. Адаптированный эксперимен- тальный вариант этой программы предлагает 62 урока в течение всех лет обучения в школе.
Ориентировочные оценки затрат на профилактику не могут быть полными без представления о материальном ущербе от потребителей наркотиков для системы образования. Аналогов подобных расчетов, к сожалению, пока нет. В качестве подхода используется региональная модель, которая учитывает существование различий между отдельными регионами. Так, известно, что разница в распространенности наркома- нии в больших и малых городах составляет 3,6 раза. Поэтому необхо- дима разработка моделей, типичных для отдельных регионов.
Всего по категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом:
ухудшение криминогенной обстановки в образовательной и микро- социальной среде;
снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости уча- щихся и студентов;
распространение идеологии наркоманической среды и связанное с этим искажение иерархии ценностей у детей и молодежи.
Как итог этих потерь:
незавершенное среднее и высшее образование (в том числе зачас- тую - незаконченное основное общее образование);
нереализованное среднее образование;
снижение числа лиц, получающих профессиональное образование.
Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф пос- ледствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания, полученные поло- вым путем (ЗПП), и др.; следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительно возросшее число самоубийств среди детей и подростков, а также отвлечение от задач оздоровления учащихся ог- ромных материальных средств, необходимых для лечения наркоманов.
Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообра- зии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему:
криминализация общества;
распространение субкультуры наркозависимых;
деформация иерархии общественных ценностей;
ухудшение демографических показателей (в т.ч. снижение рождае- мости уже в ближайшем будущем).
Анализируя обстановку в области профилактики наркомании в Рос- сии, следует сказать, что первичной профилактикой наркомании преи- мущественно занимается система образования, в основном образова- тельные учреждения среднего звена - школы, профессиональные учили- ща, менее активно - колледжи, лицеи и ВУЗы. Введены новые учебные программы ("Основы безопасности жизнедеятельности", "Валеология"), косвенным образом ориентированные на профилактику наркомании. Еди- ной государственной программы нет, следовательно, существующие про- филактические мероприятия фактически соответствуют образовательной и медицинской моделям профилактики. В некоторых регионах отмечаются попытки локального внедрения авторских или адаптированных психосо- циальных моделей (Москва, Санкт-Петербург, Самарская, Калининградс- кая области, ЯмалоНенецкий автономный округ и другие регионы).
Необходимо добавить, что до сих пор не создана система целе- направленной подготовки кадров для работы с детьми молодежью, имею- щими проблемы с употреблением наркотических средств и одурманиваю- щих веществ. Большинство педагогических работников образовательных учреждений признают свою неосведомленность в области предупреждения злоупотребления ПАВ детьми и молодежью. В системе повышения квали- фикации педагогических кадров и иных работников социальной сферы представлено минимальное количество курсов, ориентированных на про- филактику наркозависимости у детей и молодежи.
В связи с этим одним из важнейших аспектов антинаркотической профилактической работы в системе образования является включение в программы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми и молодежью, вопросов профилактики злоупотребления ПАВ.
Представляется важным анализ правового поля в России с точки зрения профилактики злоупотребления ПАВ.
Все стороны, заинтересованные в решении проблемы профилактики наркомании, ощущают потребность в конкретных законодательных актах, четко регламентирующих такую деятельность. Современное развитие за- конодательной базы характеризуется тем, что место профилактики сре- ди других юридических понятий не определено, т.е. правовое поле профилактики не разработано и законодательное обеспечение государс- твенной системы профилактики наркомании практически отсутствует.
В соответствии с Концепцией государственной политики по конт- ролю за наркотиками в Российской Федерации (утверждена Постановле- нием Верховного Совета Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 5494-1) одним из главных направлений государственной политики явля- ется предупреждение незаконного потребления наркотиков, лечение и реабилитация больных наркоманией. В связи с этим в Концепции под- черкивается необходимость определить группы населения с повышенным риском незаконного потребления наркотических средств и обеспечить юридически обоснованные мероприятия по предупреждению потребления наркотиков и выявлению их незаконных потребителей.
Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" (статья 4, пункт 2) особо отме- чает, что одним из принципов государственной политики в области противодействия незаконному обороту наркотиков является приоритет- ность мер по профилактике наркомании и стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду. Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики без- надзорности и правонарушений несовершеннолетних" к органам и учреж- дениям системы профилактики отнесены органы управления образовани- ем, которые разрабатывают и внедряют в практику образовательных уч- реждений программы и методики, направленные на формирование законо- послушного поведения несовершеннолетних, и образовательные учрежде- ния, обеспечивающие выявление несовершеннолетних, находящихся в со- циально опасном положении (в том числе употребляющих наркотики), и в пределах своей компетенции осуществляющих индивидуальную профи- лактическую работу с такими несовершеннолетними.
На пути решения поставленных задач профилактики стоит целый ряд серьезных препятствий.
Первое - Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О нар- котических средствах и психотропных веществах" предусматривает ока- зание наркологической (в том числе реабилитационной помощи) исклю- чительно в учреждениях системы здравоохранения. В то же время представляется необходимым обеспечить возможность оказания реабили- тационной помощи несовершеннолетним и молодежи в учреждениях систе- мы образования, получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности. До сих пор не принят федеральный за- кон "О социально-медицинской реабилитации лиц, больных наркомани- ей", призванный регламентировать порядок оказания реабилитационной помощи лицам (включая несовершеннолетних), злоупотребляющим нарко- тическими средствами, в том числе совершившим общественно опасные деяния (преступления).
Второе - действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотических средств только по постановлению органов прокуратуры, органов дознания, следователя или судьи. В связи с этим в настоящее время возникают проблемы с оперативным освидетельствованием несовершеннолетних на предмет употребления наркотиков. Иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и в результате экспертный анализ биологических сред подростка, подозреваемого в употреблении наркотиков, не дает положительного результата.
Третье - российское законодательство запрещает потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения вра- ча, но не определяет меру ответственности за подобное нарушение за- кона. Отсутствие хотя бы административной ответственности для пот- ребителя наркотиков создает целый ряд препятствий решению задач первичной профилактики наркозависимости, а также решению задач вто- ричной и третичной профилактики при осуществлении лечебных и реаби- литационных программ для больных наркоманией.
Вместе с тем наркомания - это не личное дело каждого. В ре- зультате наркотизации у потребителя возникают серьезные проблемы со здоровьем, он легко заболевает тяжелейшими инфекционными заболева- ниями - (гепатиты, ВИЧ-инфекция и СПИД, венерические болезни), и столь же легко их распространяет. Потребители наркотиков или боль- ные наркоманией втягиваются в криминальную деятельность. Находясь в состоянии наркотического опьянения, особенно, если управляют транс- портом или имеют доступ к оружию, они представляют серьезную опас- ность для здоровья и жизни окружающих. Практически невозможно соче- тать учебу или работу с употреблением наркотиков. Ко всему прочему, наркоманы разрушают и деструктурируют семьи, они не могут выполнять свой долг перед обществом и защищать интересы государства. Тем са- мым они становятся обузой для семьи и общества, потенциально нарко- ман всегда опасен. Лица, злоупотребляющие наркотиками, должны знать, что им придется смириться с отступлениями от "правила непри- косновенности", т.к. в конечном счете речь идет о том, что закон, мораль, общечеловеческие ценности имеют приоритет и должны господс- твовать в демократическом обществе.
Поэтому, чтобы обеспечить активную профилактическую работу, остановить эпидемию наркомании, оказать лечебнореабилитационную по- мощь потребителям наркотиков и больным наркоманией, требуется со- вершенствовать законодательство и обеспечить вмешательство на всех уровнях так называемой наркотической пирамиды. Прежде всего, должна быть введена административная ответственность за употребление нар- котиков, обеспечена возможность оперативного обследования лиц, по- дозреваемых в употреблении наркотических средств, расширены право- вые основы для профилактической работы и реабилитации несовершенно- летних, злоупотребляющих ПАВ. Совместно с МВД России, Минздравом России, Минтрудом России, иными заинтересованными министерствами и ведомствами должны быть определены формы межведомственного взаимо- действия в вопросах выявления, взаимного информирования и учета обучающихся и студентов, злоупотребляющих психоактивными вещества- ми, пресечения распространения наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ в образовательных учреждениях.

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Первичная профилактика наркомании опирается в своей основе на долгосрочную общегосударственную политику, направленную на формиро- вание в обществе непримиримого отношения к употреблению наркотиков. Такая политика позволяет надеяться, что противостояние наркомании станет действительно общенациональным делом и включит в себя усилия как на правительственном уровне, так и по линии неправительственных структур и движений.
При разработке новой целостной системы первичной профилактики нашей стране следует исходить из следующих основных условий:
социально-экономическое и правовое обеспечение государственной системы первичной профилактики;
этапность формирования государственной системы первичной про- филактики с четким определением стратегических и тактических целей каждого этапа;
поддержка научных исследований в области профилактики наркома- нии;
реализация долгосрочной антинаркотической пропагандистско-ин- формационной компании, прежде всего ориентированной на детей и мо- лодежь, образовательную среду и семью;
целенаправленное и широкое подключение к антинаркотической де- ятельности общественных движений, организаций и граждан;
стимулирование коммерческих и финансовых структур, заинтересо- ванных в осуществлении мероприятий по профилактике наркомании;
обязательное включение в программу первичной профилактики сис- темы мониторинга не только распространенности употребления, но и эффективности действия системы первичной профилактики на каждом этапе ее становления и функционирования.

Цели первичной профилактики

Целями первичной профилактической деятельности на данном этапе становления государственной системы профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются:
изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловлива- ющие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции;
сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования ан- тинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Стратегия первичной профилактики

Современная концепция первичного, раннего предупреждения упот- ребления наркотиков и роста наркомании среди детей и подростков ос- нована на том, что в центре ее должны находиться личность несовер- шеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизне- деятельность - семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с домини- рованием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ;
формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогаю- щих ему на стадии социальномедицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от "пробы" и приема нарко- тиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
развитие социально-поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка "группы риска наркотиза- ции" и ребенка, заболевшего наркоманией.
Перечисленные условия определяют необходимость стратегического направления профилактики употребления ПАВ и развития наркомании. Наиболее адекватной, с учетом всех моментов, является стратегия сдерживания. Ставить сегодня вопрос о полном предупреждении упот- ребления наркотиков и избавлении от наркомании абсолютно нереально.
Следует уточнить, что негативно-ориентированная профилактика злоупотребления ПАВ, т.е. традиционный проблемно-ориентированный подход, акцентирование на отрицательных последствиях приема ПАВ не обеспечивают достижение поставленных целей. Специфические проблем- ноориентированные воздействия безусловно необходимы, но недостаточ- ны. Проблема предупреждения злоупотребления ПАВ только на их основе принципиально не может быть решена, так как не устраняются причины, порождающие психическую и личностную дезадаптацию и побуждающие де- тей и молодежь вновь и вновь обращаться к ПАВ.
Именно поэтому стратегическим приоритетом первичной профилак- тики следует рассматривать создание системы позитивной профилакти- ки, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее пос- ледствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здо- ровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жиз- ненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной пер- вичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, лич- ностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблема- ми, не нуждающегося в приеме ПАВ.

ВТОРИЧНАЯ И ТРЕТИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, кото- рые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употребле- нием наркотических средств, но не обнаруживают признаков болезни. Ее цель - максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ как потребителю, так и окружающей его микросреде - учащимся об- разовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хро- нического заболевания. Комплекс мероприятий вторичной профилактики направлен на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восста- новление личностного и социального статуса учащегося.
Важнейшими составными частями вторичной профилактики являются: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи.
В связи с этим необходимо решить вопрос легитимности использо- вания диагностических тестов на определение ПАВ в биологических средах организма учащихся, а также предусмотреть обязательное обс- ледование на ВИЧ-инфекцию, гепатиты В, С, венерические заболевания, которые, как правило, сопутствуют употреблению ПАВ.
Педагоги, школьные психологи, социальные работники вместе с родителями таких учащихся должны стремиться создать психотерапевти- ческую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ и оп- тимизировать их здоровые личностные и социальные устремления. Очень важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т.д.), в которых, как правило, вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму.
В случаях, когда ставится диагноз "наркомания", учащийся нуж- дается в специальном комплексном обследовании, лечении и реабилита- ции. Прежде всего необходимо выяснить, какие биологические, психо- логические, характерологические и микросредовые особенности спо- собствовали наркотизации, имеется ли соматическая патология, какова степень поражения личности и каков предполагаемый реабилитационный потенциал.
Профилактика, лечение и реабилитация - это взаимосвязанный процесс. Реабилитация начинается с первого контакта больного с ме- дицинской службой и продолжается до тех пор, пока не будет восста- новлен его личностный, профессиональный и социальный статус. Если учесть, что прием "тяжелых" наркотиков типа героина способен в мак- симально короткие сроки превратить "экспериментатора" в больного наркоманией, то лечебнореабилитационная программа должна начинаться как можно раньше, быть интенсивной и комплексной. Вместе с тем без включения больного в образовательный и осознанный трудовой процесс невозможно решить проблемы третичной профилактики, т.е. реабилита- ции.
Мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, относятся к третичной профилактике. Собственно, это и есть реабилитация, которая, по мнению экспертов ВОЗ, представляет собой комплексное направленное использование медицинских, психоло- гических, социальных, образовательных и трудовых мер с целью прис- пособления больного к деятельности на максимально возможном для не- го уровне.
Несмотря на высокий уровень участия психиатров-наркологов в осуществлении вторичной и особенно третичной профилактики, активное участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психоло- гов, социальных педагогов не только не может быть исключено, но должно рассматриваться в качестве одного из основных факторов реше- ния проблем реабилитации. Именно специалисты образовательных учреж- дений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию технических и иных кружков, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую по- мощь, формируют законопослушное поведение, без которых реадаптация и ресоциализация просто невозможны.
Задачи вторичной и третичной профилактики могут быть решены в специализированных государственных центрах реабилитации детей и мо- лодежи в системе Министерства образования Российской Федерации. По- мимо специализированных центров, в целях профилактики злоупотребле- ния психоактивными веществами может и должна активно использоваться уже существующая сеть образовательных учреждений для детей, нуждаю- щихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи - ППМС-центров. Спектр деятельности таких центров должен быть многог- ранным и многопрофильным:
оказание консультативно-диагностической, медикосоциальной и правовой помощи детям и молодежи, употребляющим психоактивные ве- щества и имеющим болезненную зависимость;
оказание консультативной помощи и правовой поддержки родителям по вопросам наркозависимости детей и молодежи;
организация общеобразовательного и профессионального обучения и с этой целью создание учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур для обеспечения духовного и творческого роста реабилитируемых;
оказание организационно-методической и консультативной помощи специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркомании и зависимости от ПАВ;
взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросам реадаптации и реабилитации детей и молодежи, вовлечен- ных в употребление психоактивных веществ;
разработка и апробирование реабилитационных программ для детей и молодежи с зависимостью от ПАВ;
разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркомании у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегриро- ванных в образовательное учреждение.
Дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию (третичная профилактика), должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях.
Совершенно очевидно, что вторичная и третичная профилактики имеют свои особенности. Между профилактическими блоками (первичная, вторичная и третичная профилактики) как составляющими единой систе- мы имеет место взаимопроникновение и взаимопересечение. Именно та- кой подход позволит структурировать целостную концепцию профилакти- ки злоупотребления психоактивными веществами и перейти к созданию профилактических программ на всех трех уровнях.

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ (КАПР)

Антинаркотическая профилактика - это целостная, организуемая в рамках единой государственной программы система мер, которая имеет свое содержание, свою этапность и динамику развития, свой опреде- ленный конечный результат и реализуется государственными и общест- венными структурами.
Такое понимание профилактики как системы деятельности позволя- ет в общегосударственной системе профилактики употребления и оборо- та наркотических средств выделить подсистему профилактической дея- тельности в образовательной среде, которая имеет специфические це- ли, задачи, средства и находится в компетенции прежде всего Минис- терства образования Российской Федерации, Министерства здравоохра- нения Российской Федерации, органов управления образованием и орга- нов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики наиболее предпочтительными являются программы, направ- ленные на пропаганду здорового образа жизни и ориентированные на применение социально-психологического тренинга. Базовой основой всех профилактических мероприятий признается информационно-когни- тивное (образовательное) направление. Исходя из объективных условий состояния наркологических проблем в стране и стратегии сдерживания наркомании, разработана Концепция комплексной активной профилактики и реабилитации (КАПР), которая предлагает в качестве кардинального решения проблемы профилактики наркомании объединение в единый комп- лекс образовательных, социальных и медицинских мер в рамках первич- ной, вторичной и третичной профилактики, обеспечивающих достижение общей цели. Такой методологический подход позволяет максимально опереться на уже имеющиеся ресурсы и возможности общеобразователь- ных учреждений, учреждений начального, среднего, высшего профессио- нального образования и других образовательных учреждений, а также использовать последние достижения современных образовательных, пси- хологических и медико-социальных технологий в области профилактики наркомании. Следовательно, КАПР позволяет решать задачи не только первичной, но и обязательно вторичной и третичной профилактики, т.е. вовремя, на максимально ранних этапах обеспечить выявление наркозависимых и перейти к лечению и реабилитации с последующей профилактикой срывов и рецидивов заболевания. При таком подходе обеспечивается решение вопросов контролирования групп детей и под- ростков, прошедших первичное лечение или реабилитацию по поводу наркомании и вернувшихся в то или иное образовательное учреждение.
Профилактическая деятельностъ в образовательной среде согласно Концепции КАПР включает следующие основные принципы:
1. Комплексность
Согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне - органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики наркома- нии в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.);
на профессиональном уровне - специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты про- филактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинс- кие психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолет- них);
в системе образования - органов управления образованием на фе- деральном, региональном, муниципальном уровнях, а также образова- тельных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию раз- личных профилактических мероприятий в русле единой целостной прог- раммы комплексной профилактики.
2. Дифференцированность
Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом: во-первых, возраста. По возрасту наиболее значимо выделение группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), младшего школьного возраста (7-10 лет), среднего школьного возраста (11-14 лет), старшего подросткового возраста (15-16 лет), юношеского возраста (17-18 лет) и молодежи (от 18 лет); во-вторых, степени вовлечения в наркогенную ситуацию. При этом значимо выделе- ние детскоподростковых и молодежных групп, не вовлеченных в нарко- генную ситуацию, но относящихся к "группе риска наркотизации", нап- ример, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении ("трудные и проблемные" дети и подростки); начавших употреблять наркотики (потребители наркотиков); заболевших наркоманией. В этом контексте приобретает свою специфику профилактическая работа со студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений.
3. Аксиологичность (ценностная ориентация)
Этот принцип включает формирование у детей и молодежи миро- воззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. Принятие общечеловеческих ценностей и норм поведения является одним из основных морально-этических барьеров потребления ПАВ, а в случае заболевания служит основанием для социальной реа- даптации и реабилитации.
4. Многоаспектность
Сочетание различных направлений целевой профилактической дея- тельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в обра- зовательной среде являются:
социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к пробе и приему психоактив- ных веществ, в том числе наркотиков, меняющих психическое состоя- ние;
психологический аспект, направленный на формирование стрес- со-устойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков "быть успешным", быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации, включая ситуацию предложения наркотиков;
образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и мораль- но-этических последствиях злоупотребления ПАВ.
Многоаспектность комплексной профилактики включает также нап- равленность ее воздействия на различные уровни в поле субъект- объ- ектных взаимодействий при осуществлении профилактических мероприя- тий:
социально-средовое воздействие, направленное на разрушение групп наркотизирующихся детей и подростков и на создание социаль- но-поддерживающей инфраструктуры;
воздействие на "саморазрушающее" поведение детей и подростков, вовлеченных в наркотизацию, а также на другие отклоняющиеся ("деви- антные") формы поведения детей группы риска;
воздействие, связанное с индивидуальными или групповыми форма- ми оказания профилактической помощи.
5. Последовательность (этапность)
Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть:
разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании;
на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансировани- ем;
для обеспечения последовательности или "алгоритма" шагов в ре- ализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности нар- котиков, но и на формирование структур и элементов системы сдержи- вания распространения, системы социально-психологической поддержки.
6. Легитимность
Легитимность предусматривает необходимую правовую базу анти- наркотической профилактической деятельности. К правовой базе ука- занной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы анти- наркотической профилактики предусматривают:
действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию ор- гана или лиц, осуществляющих профилактические меры;
действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражда- нина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия.
При этом может возникать правовая ситуация, когда те или иные действия в границах осуществления первичной и вторичной профилакти- ческой помощи не запрещены, однако не регламентированы нормативными актами. Например: доврачебная и врачебная диагностика наркотическо- го опьянения в образовательном учреждении; диагностика употребления наркотиков методом тестирования; социальное вмешательство специа- листа в семью при риске наркотизации для ребенка.
Следовательно, компетенция органов и лиц, осуществляющих про- филактическую работу, и степень взаимодействия различных ведомств и специалистов должны быть закреплены в соответствующих нормативных актах. Это ставит перед участниками системы профилактики специфи- ческие задачи: максимальный учет отраслевых законов, их согласова- ние в рамках концепции активной, системной первичной профилактики; использование мирового и российского опыта в правовом обеспечении диагностики употребления наркотиков, организации раннего выявления потребителей и их оздоровления, социальнопсихологической реабилита- ции, с одной стороны; защиты их прав и законных интересов - с дру- гой. Для этого необходима соответствующая специальная, в том числе правовая, подготовка специалистов, участвующих в оказании профилак- тической помощи. Особое внимание должно быть обращено на правовые гарантии прав несовершеннолетнего во всех случаях применения к нему активных профилактических мер, влекущих принуждение и ограничение его прав. Нельзя предоставлять органам и лицам, осуществляющим про- филактику, право проводить диагностику наркотического опьянения, употребления ПАВ, не сформировав в том же нормативном акте механизм защиты прав и достоинства ребенка, по отношению к которому осущест- вляются эти действия.

Цели Концепции КАПР в образовательной среде

снижение спроса на наркотики и другие психоактивные вещества;
снижение заболеваемости наркоманиями, токсикоманиями и алкого- лизмом, а также сопутствующих заболеваний;
снижение численности групп риска потребления ПАВ;
снижение тяжести медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.

Наши форумы о наркомании

Наркомания
Общие вопросы о наркомании.

Героин, опий, метадон
Все только о героине, опие, метадоне.

Стимуляторы ЦНС
Экстази, амфетамины, винт, джеф и т.д.

Близкие наркоманов
Для созависимых: помощь, советы, личный опыт.

Центры лечения и реабилитации
Все о лечении наркомании.

Наркотики: последствия
Болезни: ВИЧ, гепатит, и т.д.

Анонимные наркоманы
АН, 12 Шагов, центры, личный опыт.

Наркополитика
Политика РФ в области наркомании.

Интересные публикации

Лоспирин
 Если вы столкнулись с инфарктом миокарда,

Стоит ли обращаться к врачу при булимии?
Если вы заметили, что кто-то из ваших близких

Мифы об опухолях головного мозга
 Статистика по опухолям головного мозга

Первые тревожные звоночки рака
Вопрос онкологии справедливо считается

Топ 10 украинских онлайн казино – рейтинг популярности
 Виртуальные казино дарят положительные

Как оставаться здоровым
 Любой человек желает оставаться здоровым и

Игровой клуб Вулкан бесплатно и в любое удобное время
Востребованный у многих геймеров игровой клуб

Что такое «Лактомарин» и где его приобрести?
В его состав входит более 40 полезных веществ.

Современные инвалидные коляски: их классификация и рекомендации по выбору моделей
 Покупая инвалидные коляски потребители

Как вылечить наркозависимого человека?
 Наркомания является настоящей бедой нашего

Стоматологическая клиника Доктор Зуб
Стоматологическая клиника Доктор Зуб будет

Продление жизни
Не так давно ученые-геронтологи провели новое

Когда вызов на дом врача превращается в необходимость?
 Человек любого возраста может столкнуться с

Специфика использования мульти сплит-системы кондиционирования воздуха
 Если критическими требованиями в процессе

Содержание алкоголя в организме человека
Алкоголь, который в любых дозах заставляет нас


©2010 Narcozona - все о лечении наркомании.

Яндекс.Метрика