О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде_2

Основные задачи Концепции КАПР в образовательной среде

вовлечение в профилактическую антинаркотическую деятельность всех без исключения учреждений системы образования;
улучшение качества воспитания и формирования у детей и молоде- жи антинаркотических установок;
улучшение качества образования за счет повышения уровня здо- ровья и изменения ценностной ориентации учащихся;
повышение качества здоровья детей и молодежи;
улучшение криминогенной обстановки в регионе;разъединение нар- котических асоциальных групп;
возвращение в образовательные учреждения детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию в связи с наркозависимостью и осу- ществление профилактической работы с ними по предотвращению срывов и рецидивов заболевания;
оказание детям и молодежи консультативной, психокоррекционной и реабилитационной помощи;
осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях учащихся, а также в местах досуга детей и молодежи;
создание в образовательных учреждениях атмосферы негативного отношения к наркотикам и лицам, употребляющим наркотики, с привле- чением к этой работе нравственно устойчивых учащихся;
создание системы раннего выявления и контроля лиц, приобщенных к употреблению наркотиков и наркозависимых на уровне школы, семьи и мест досуга (секции, кружки и пр.);
реализация этапов профилактической деятельности: создание ор- ганизационных структур; подготовка: кадров, нормативноправовой ба- зы, дифференцированных программ профилактики, программ научных исс- ледований; взаимодействие с различными государственными, обществен- ными, частными учреждениями и организациями, а также со средствами массовой информации.
Концепция КАПР учитывает все многообразие факторов, способс- твующих развитию наркомании, главным образом, личностные особеннос- ти детей и подростков, значимых для образовательных учреждений. Благодаря использованию последних достижений современных медицинс- ких технологий (иммунохроматические тесты на наркотики), мероприя- тия в рамках концепции КАПР позволяют активно и целенаправленно не только выявлять заболевших на ранних стадиях заболевания (диспансе- ризация, профосмотры и т.д.), но и изменять менталитет учащихся, показывая, что прием наркотиков скрыть невозможно.
Однако нельзя не брать в расчет приведенного выше условия - ограниченного финансирования, т.е. ни одна структура не может взять на себя все расходы по профилактике. В условиях нашей страны, когда практически нет благотворительных организаций, необходимо включить в КАПР максимально возможное число семей учащихся, которые должны взять на себя целый ряд функций по реализации профилактической программы.
Активная антинаркотическая профилактическая помощь семье в рамках КАПР сегодня должна проводиться в условиях различия мнений и отношения отдельных семей к самой проблеме, дефицита компетентности по вопросам формирования у детей антинаркотических установок, цен- ностей здорового образа жизни, трудностей установления контактов и взаимодействия со специалистами при необходимости консультативной, специализированной и социально-правовой помощи, в условиях, когда сами профессиональные группы лиц, работающие с детьми и подростками - учителя, школьные психологи, социальные педагоги и социальные ра- ботники, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних (ПДН) также нуждаются в выработке нового подхода к взаимодействию со сво- ими подопечными.
Фактически речь идет не только и не столько о разработке и принятии в качестве отправной точки всех профилактических мероприя- тий новой концепции, но и о создании совершенно новой организацион- ной структуры в рамках образовательных учреждений. Прообраз такой структуры может быть смоделирован в виде двух базовых федеральных центров Минобразования России - организационно-методического и реа- билитационного. Эти центры должны соответствовать трем основным за- дачам:
учебно-методический полигон мероприятий по профилактике нарко- зависимости в образовательных учреждениях, включая решение задач реабилитации;
действующий в реальной образовательной среде прототип будущих региональных центров профилактики и реабилитации;
информационный узел, позволяющий адекватно интерпретировать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки разви- тия наркологической ситуации и эффективности профилактики наркоза- висимости.
Внедрение новой системы профилактики происходит в конкретных реальных условиях. Невозможно одномоментное введение в практику всех желательных нововведений. Главным является четкое определение этапов внедрения, что позволяет сделать КАПР наиболее эффективной.

ПЕРВЫЙ ЭТАП - этап неотложных мероприятий. Организационно-ме- тодически данный этап может быть реализован в рамках текущего фи- нансирования и действующего законодательства. Принятие концепции КАПР в качестве стратегического направления позволяет использовать существующие возможности и объединить разрозненные усилия по профи- лактике наркомании в системе образовательных учреждений. Внедрение первого этапа происходит постепенно по мере готовности отдельных составляющих:
создание единого организационно-методического центра в струк- туре системы образования согласно концепции КАПР с соответствующими тематическими отделами (организационнометодический, учебный, профи- лактический, реабилитационный, юридический, медицинский, отдел мо- ниторинга, отдел информационной службы и взаимодействия с общест- венностью);
разработка нормативно-правовой базы профилактической деятель- ности в образовательной среде;
создание центра реабилитации детей и молодежи с наркозависи- мостью;
открытие профилактических кабинетов в средних и высших профес- сиональных учреждениях;
создание инструктивно-методологической базы для профилактики наркозависимости и реабилитации детей и молодежи с проблемами зави- симости от ПАВ в действующих ППМС-центрах;
модификация действующих программ профилактики;
внедрение интернет-информационной системы по вопросам профи- лактики злоупотребления ПАВ среди детей и молодежи;
разработка системы показателей и методического обеспечения проведения мониторинга наркотической ситуации в детскомолодежной среде;
модификация системы профилактических осмотров;
создание пакета информационно-методической документации для начальной переподготовки кадров на местах.

ВТОРОЙ ЭТАП - этап организационных мероприятий: создание системы подготовки, переподготовки и повышения квали- фикации воспитателей, педагогов, психологов дошкольных образова- тельных учреждений и школ, социальных работников;
создание региональной сети учебно-методических центров профи- лактики;
создание специализированного издательства, включая издание га- зеты и журнала;
разработка альтернативных программ в системе концепции КАПР, адаптированных к различным регионам;
создание полномасштабной системы мониторинга в России, позво- ляющей оценить не только уровень распространения наркомании, но степень эффективности профилактических мероприятий, в том числе и в отношении сопутствующих заболеваний и других осложнений;
разработка различных моделей позитивных ценностных ориентаций в области социально-духовной деятельности;
организация спортивных соревнований и иных эффективных форм досуга.
Фактически данный этап следует рассматривать как переходный, подготовительный для 3 этапа. Выделение этого этапа в достаточной мере условно, поскольку его реализация начинается уже в период действия 1 этапа. Задачи 2 этапа реализуются постепенно по мере го- товности организационной, нормативноправовой, научно-методической и финансово-материальной базы.

ТРЕТИЙ ЭТАП - этап полного развертывания программ, соответс- твующих концепции КАПР. Данный этап вводится дифференцированно по различным регионам:
внедрение в большинстве регионов;
мониторинг наркологической ситуации и эффективности внедрения профилактических мер;
разработка новейших методов и приемов профилактики; сравни- тельное обобщение российского и международного опыта.
Концепция КАПР предполагает создание следующих профилактичес- ких программ:
активная профилактическая деятельность в образовательных уч- реждениях;
активная профилактическая деятельность в семье;
активная профилактическая деятельность в организации внеучеб- ной и досуговой деятельности детей и молодежи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время во всем мире в образовательной среде борьба с наркоманией проводится путем использования различных профилакти- ческих моделей. Структура последних зависит от конкретных условий отдельных стран и регионов. Концепция профилактики в нашей стране должна строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности де- тей и молодежи - семья, образовательное учреждение, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение. В настоящее время наи- более адекватным ориентиром является стратегия сдерживания. Конк- ретная реализация профилактических программ возможна только в рам- ках концепции комплексной активной профилактики и реабилитации. Данная Концепция нацелена на профилактическую работу не только с "группами риска", но и с лицами, прошедшими курс терапии и реабили- тации. Кроме того, она обеспечивает комплексный подход и активное выявление заболевших, динамический контроль за процессом реабилита- ции, а также позволяет оценить эффективность профилактических прог- рамм.
Внедрение новой Концепции в силу особенности сложившейся ситу- ации необходимо проводить в три этапа. Первый - этап неотложных мероприятий, второй - этап научно-организационных мероприятий, третий - этап полного развертывания КАПР.
Для обеспечения внедрения системной профилактики в образова- тельной среде необходимо предварительно решить ряд организационных вопросов - учредить Координационный совет по профилактике наркома- нии в образовательной среде при Министерстве образования Российской Федерации, создать организационно-методический и реабилитационный центры в рамках того же министерства. Указанные центры будут яв- ляться:
учебно-методическими полигонами всеобъемлющих мероприятий по профилактике наркозависимости в образовательных учреждениях, вклю- чая решение задач реабилитации;
действующими в реальной образовательной среде прототипами бу- дущих региональных центров профилактики и реабилитации;
информационными узлами, позволяющими адекватно интерпретиро- вать результаты мониторинга по различным регионам с целью оценки развития наркологической ситуации и эффективности профилактики нар- козависимости.
Кроме того, любым конкретным шагам в области профилактики должно предшествовать создание и утверждение соответствующего нор- мативно-методического обеспечения, полностью учитывающего современ- ные правовые, социальные, педагогические нормы. Наличие указанной нормативнометодической базы позволит непосредственно приступить к реализации мероприятий первого и последующих этапов КАПР.
Предложенная Концепция является основой для разработки конк- ретных нормативных документов и программ в области профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Г Л О С С А Р И Й

Для целей настоящей Концепции употребляются следующие основные термины:
Образовательная среда - совокупность учреждений, служб системы образования, а также семей обучающихся.
Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызываю- щие болезненное пристрастие; к ним относятся наркотики, транквили- заторы, алкоголь, никотин и другие средства.
Злоупотребление психоактивными веществами - неоднократное употребление ПАВ без назначения врача, имеющее негативные медицинс- кие и социальные последствия.
Профилактика злоупотребления психоактивными веществами - комп- лекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприя- тий, направленных на выявление и устранение причин и условий, спо- собствующих распространению и употреблению психоактивных веществ, предупреждение развития и ликвидацию негативных личностных, соци- альных и медицинских последствий злоупотребления психоактивными ве- ществами (безнадзорность, беспризорность, преступность, рост случа- ев ВИЧ-инфекций, гепатита, заболеваний, распространяемых половым путем и т.д.).
Первичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социаль- ных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предуп- реждающих приобщение к употреблению ПАВ, вызывающих болезненную за- висимость.
Вторичная профилактика злоупотребления ПАВ - комплекс социаль- ных, образовательных и медико-психологических мероприятий, предуп- реждающих формирование болезни и осложнений наркотизации у лиц, эпизодически употребляющих ПАВ, но не обнаруживающих признаков бо- лезни.
Третичная профилактика злоупотребления ПАВ, или реабилитация - комплекс социальных, образовательных и медикопсихологических мероп- риятий, направленных на предотвращение срывов и рецидивов заболева- ния, т.е. способствующих восстановлению личностного и социального статуса больного (наркомания, токсикомания и алкоголизм) и возвра- щение его в семью, в образовательное учреждение, в трудовой коллек- тив, к общественно-полезной деятельности.
Образовательная модель профилактики - основанная на воспита- тельно-педагогических методах деятельность специалистов образова- тельных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу от- каза от приема ПАВ.
Медицинская модель профилактики - основанная на информацион- но-лекционном методе совместная деятельность специалистов образова- тельных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физи- ческое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навы- ков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последс- твий наркомании - заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
Психосоциальная модель профилактики - основанная на биопсихо- социальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических на- выков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоя- нии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ.
Реабилитационный потенциал - прогностическая оценка потенци- альных возможностей наркологического больного к выздоровлению, возвращению в семью и к общественно полезной деятельности, основан- ная на объективных данных о наследственности, социальном статусе, особенностях био-психодуховного развития, а также тяжести нарколо- гического заболевания. В практическом отношении - это терапевтичес- кая и социально-реабилитационная перспектива.
Центр реабилитации детей и молодежи с наркозависимостью - уч- реждение, осуществляющее комплекс педагогических, медикопсихологи- ческих и социальных мероприятий, направленных на восстановление психического и социального статуса детей и молодежи, страдающих за- висимостью от психоактивных веществ.
Стратегия сдерживания - государственная политика, направленная на предупреждение (сдерживание) незаконного распространения и роста злоупотребления психоактивными веществами, а также увеличения масш- табов медико-социальных последствий злоупотребления ПАВ.
Наркотики - психоактивные вещества, включенные в официальный список наркотических средств.
Наркомания - хроническая болезнь, которая возникает в резуль- тате злоупотребления наркотиками и характеризуется наличием у боль- ного психической и физической зависимости от наркотиков, мораль- но-этической деградацией, асоциальным поведением и рядом других па- тологических проявлений.
Токсикомания - хроническая болезнь, возникающая в результате злоупотребления психоактивными веществами, не включенными в офици- альный список наркотических средств.
Потребители наркотиков - лица, приобретающие или хранящие нар- котические средства с целью личного потребления.
Группа риска наркотизации - группа несовершеннолетних и моло- дежи, выделенная на основании определенного набора социально-демог- рафических, личностных, психологических и сомато-физических призна- ков, характеризующаяся большой склонностью к злоупотреблению нарко- тиками и иными психоактивными веществами. Группа риска наркотизации является самостоятельным объектом профилактики. К ней относятся де- ти и молодые люди:
лишенные родительского попечения, ведущие безнадзорный образ жизни, не имеющие постоянного места жительства;
экспериментировавшие с первыми пробами различных психоактивных веществ;
имеющие проблемы в развитии и поведении, обусловленные нерв- но-психической неустойчивостью или сопутствующими психическими отк- лонениями.
Мониторинг наркотической ситуации - повторяющиеся с установ- ленной регулярностью на основе выбранной системы регистрации учет и оценка показателей развития наркотической ситуации (распространен- ность наркотиков и иных психоактивных веществ, частота случаев зло- употребления и состояний зависимости, вредных последствий злоупот- ребления психоактивными веществами, отношение отдельных лиц и групп к наркотикам и наркотической ситуации). Объектом мониторинга может быть группа несовершеннолетних или молодежи, система учреждений, отдельный регион. Мониторинг может быть частичным, отражающим соци- ологические и психологические показатели, и полным, включающим оценку факторов, улучшающих или ухудшающих наркотическую ситуацию, и социальных структур, предупреждающих развитие наркомании.
Диагностические тесты на наличие психоактивных веществ - меди- цинское изделие в виде бумажных полосок для иммунохроматографичес- кого выявления в моче испытуемого ПАВ (морфин, героин, метадон, экстази, марихуана, кокаин, амфетамины и др.). Используются моно- тесты и мультитесты; последние применяются для диагностики несколь- ких ПАВ.

Приложение 2

Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях общего и начального профессионального образования

Основные направления работы:

1. Профилактическая работа с родителями:
заместитель директора по воспитательной работе, классные руко- водители, школьный психолог, социальный педагог.
1.1. Формирование нетерпимого отношения родителей к наркотиза- ции детей в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок: родительский университет, организация групп родительской под- держки для "проблемных" семей.
1.2. Предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю алкоголизацию, случаев эмоционального отвержения детей и жестокого обращения с ними:
семейное консультирование, привлечение групп родительской под- держки, специалистов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, служб социальной защиты населения, органов внутренних дел для оказания помощи "проблемной" семье.
1.3. Оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (ребенок начал наркотизироваться; уходит из дома; прошел антинаркотическое лечение, находится на реабилитации и т.д.): консультирование по вопросам "семейного примирения", информи- рование родителей о целесообразности внутрисемейного тестового контроля наркотизации, помощь семье в установлении контактов со специалистами, с группой родительской поддержки, оказание коррекци- онной помощи по программам тематических семинаров-тренингов "Как жить с ребенком, который начал употреблять ПАВ".

2. Воспитательно-педагогическая работа с детьми:
заместитель директора по воспитательной работе, классный руко- водитель, педагоги ОБЖ, физической культуры, учителяпредметники, школьный врач, лекторы - специалисты по вопросам развития и здоро- вого образа жизни.
2.1. Разработка и модификация образовательных программ, ориен- тированных на формирование ценностей здорового образа жизни (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, физи- ческая культура).
2.2. Разработка и модификация превентивных образовательных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ (обучение и воспитание через предмет - валеология, ОБЖ, лите- ратура, история, биология, химия и другие предметы, формирующие по- нимание социальных и медицинских последствий наркозависимости).
2.3. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов ак- тивной психологической защиты для обучающихся среднего и старшего школьного возраста.
2.4. Разработка и внедрение общешкольных антинаркотических ме- роприятий: тематические "круглые столы", дискуссии и конференции; ролевые игры и спектакли по проблемам противодействия наркотикам и иным ПАВ.
2.5. Формирование волонтерских групп из подростков с лидерски- ми установками для оказания поддержки сверстникам с проблемами за- висимости от ПАВ.

3. Организационно-методическая антинаркотическая профилакти- ческая работа в образовательном учреждении
Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, воспитатель, социальный педагог, школьный врач, специалисты по воп- росам предупреждения безнадзорности, правонарушений, ранней алкого- лизации и наркотизации детей и подростков.
3.1. Организация внутришкольного наркопоста при школьном меди- цинском кабинете, включая следующие формы работа: учет обучающихся с "риском" наркотизации и проблемами наркозависимости; методическое обеспечение просветительской антинаркотической работы в образова- тельном учреждении; проведение при информированном согласии обучаю- щихся тестовой доврачебной диагностики наркотизации; консультирова- ние родителей по проблемам взаимоотношений с наркотизирующимся ре- бенком.
3.2. Организация внутришкольных и межшкольных обучающих семи- наров, внедрение обучающих программ-тренингов для специалистов об- разовательных учреждений по методам и средствам предупреждения зло- употребления ПАВ в детско-подростковой среде.
3.3. Организация взаимодействия между образовательным учрежде- нием, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, нар- кологической службой, органами внутренних дел, службами социальной защиты населения и группами родительского актива и поддержки "проб- лемных" семей в целях создания на уровне дома, двора, школьного микрорайона микросреды, благополучной в отношении распространения психоактивных веществ и употребления их детьми и подростками.
3.4. Организация условий для проведения на регулярной основе мониторинга распространенности употребления психоактивных веществ для систематического анализа наркоситуации в школьном микрорайоне и принятия упреждающих мер, позволяющих активно воздействовать на наркоситуацию.

Приложение 3

Профилактическая антинаркотическая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Основные направления работы

1. Профилактическая работа с родителями
1.1. Информирование родителей о случаях наркотизации студента; о целесообразности внутрисемейного контроля наркотизации на основе доврачебных диагностических тестов употребления наркотиков.
1.2. Организация среди родителей, нетерпимо относящихся к нар- котизации обучающихся подростков и молодежи, групп родительской поддержки при наркопостах и кабинетах профилактики, созданных в об- разовательных учреждениях среднего и высшего профессионального об- разования.
2. Воспитательно-педагогическая работа с подростками и моло- дежью, обучающимися в образовательных учреждениях среднего и высше- го профессионального образования.
2.1. Разработка превентивных воспитательных и информативных программ, ориентированных на предупреждение употребления ПАВ в ус- ловиях студенческого общежития.
2.2. Разработка и внедрение обучающих программ-тренингов для воспитателей общежитий образовательных учреждений среднего и высше- го профессионального образования.
2.3. Организация наркопостов и кабинетов профилактики в обще- житиях образовательных учреждений среднего и высшего профессиональ- ного образования.
2.4. Проведение регулярных и тематических антинаркотических мероприятий: тематические "круглые столы", дискуссии, тематические дискотеки "Молодежь против наркотиков".
2.5. Формирование групп психологической поддержки лиц с проб- лемами зависимости среди подростков и молодежи, обучающихся в обра- зовательных учреждениях среднего и высшего профессионального обра- зования. Организация взаимодействия между указанными группами и ру- ководством образовательных учреждений.
3. Организационно-методическая антинаркотическая профилакти- ческая работа в образовательных учреждениях среднего и высшего про- фессионального образования.
3.1. Разработка методического обеспечения наркопостов и каби- нетов профилактики при образовательных учреждениях среднего и выс- шего профессионального образования.
3.2. Разработка и внедрение моделей межвузовского центра реа- билитации подростков и молодежи с наркозависимостью и организация подобных центров.
3.3. Организация моделей мониторинга распространенности упот- ребления наркотиков среди подростков и молодежи, обучающихся в об- разовательных учреждениях среднего и высшего профессионального об- разования.

Приложение 4

Профилактическая антинаркотическая помощь семье

Основные направления работы:

1. Формирование активного отношения родителей к риску наркоти- зации в той микросреде, в которой растет и общается их ребенок.
2. Предупреждение случаев вовлечения детей в раннюю алкоголи- зацию, эмоционального отвержения детей, жестокого обращения с ними в семье.
3. Оказание помощи семье, когда ребенок начал злоупотреблять психоактивными веществами.
4. Организация на уровне дома, двора, уличного микросоциума благополучной ненаркотической среды, нетерпимой к антиобщественному поведению детей, распространению среди них алкоголя, наркотиков и иных психоактивных веществ.

Пути взаимодействия специалистов и групп социальной поддержки

Образовательное учреждение (заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, школьный психолог, социальный педагог, школьный врач)


		
Активная семья         Проблемная семья       Центр
родительский           родители с риском      психолого-
университет            наркотизации           педагогической
группы                 ребенок,               и медико-
родительской           столкнувшийся с        социальной
поддержки              ПАВ                    помощи
   |                        |                    |
   |________________________|____________________|
                            |
 ___________________________|________________________________
 | Формирование на уровне дома, двора, школьного микрорайона|
 |         благополучной ненаркотической среды              |
 |__________________________________________________________|
   |        Комиссия по делам несовершеннолетних  |
   |           |     и защите их прав |           |
   |           |                      |           |
Органы внутренних дел             Органы и учреждения
                                   социальной защиты
                                      населения

Основные формы и средства антинаркотической помощи семье

1. Лекционная - через родительские собрания, семинары, занятия в родительском университете.
Заместитель директора по воспитательной работе, классные руко- водители, лекторы - специалисты по проблемам профилактики злоупот- ребления психоактивными веществами, предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и молодежи.
2. Индивидуальное семейное консультирование родителей из "проблемных" дисфункциональных и конфликтных семей по предупрежде- нию ранней алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонару- шений несовершеннолетних и молодежи.
Заместитель директора по воспитательной работе, школьный пси- холог, социальный педагог, специалисты психолого-медикопедагогичес- ких комиссий, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
3. Формирование из родительского актива групп родительской поддержки для "проблемных" семей.
Зам. директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психологопедагогической и медико-социальной помощи несовершеннолетним и молодежи.
4. Выявление родителей группы "риска" алкоголизации и наркоти- зации и обеспечение им поддержки в оказании социальной и меди- ко-психологической помощи.
Школьный психолог, социальный педагог, специалисты центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи несовершенно- летним и молодежи, служб социальной защиты населения, органов внут- ренних дел, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.
5. Социальное вмешательство в семью при асоциальном образе жизни в семье, жестоком обращении с ребенком, при вовлечении его в раннюю алкоголизацию, наркотизацию, безнадзорное существование.
Заместитель директора по воспитательной работе, социальный пе- дагог, специалисты служб социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел.
6. Оказание помощи родителям в возвращении ребенка в семью (семейное примирение) в случае ухода ребенка из дома.
Социальный педагог, школьный психолог, специалисты служб соци- альной защиты населения, работники органов внутренних дел.

Приложение 5

Профилактическая антинаркотическая работа во внешкольных учреждениях и сфере досуга

Основные направления работы

Основы профилактической помощи должны быть развернуты на уров- не конкретного муниципального образования и микрорайона через прог- раммы типа "Образовательное учреждение - микрорайон - семья" при непосредственном участии социальных педагогов образовательного уч- реждения, социальных работников службы социальной защиты населения. Цель внедрения методов профилактической работы в микрорайоне - обеспечение преемственности и непрерывности воспитательно-оздорови- тельной работы с детьми в образовательной среде.

1. Организационно-методическая антинаркотическая профилактическая работа в микрорайоне

1.1. Составление социального паспорта микрорайона с определе- нием "зон риска", связанных с распространением наркотиков, учетом "трудных и проблемных семей" микрорайона, нерешенных социальных проблем (наличие спортивных площадок и секций для детей и подрост- ков, контроль за работой баров, кафе и дискотек, в которых допуска- ется употребление алкогольных напитков или психоактивных веществ детьми и подростками).
1.2. Организация на уровне конкретного муниципального образо- вания, микрорайона под социальным патронажем образовательного уч- реждения общественных многопрофильных детско-подростковых клубов; создание клубного пространства с обязательным привлечением к работе клубов специалистов органов и учреждений по делам молодежи, соци- альной защиты населения, общественных и религиозных объединений для участия в постоянно действующих кружковых, студийных формах работы, в организации на уровне микрорайона праздников, спортивных и разв- лекательных программ.
1.3. Установление через социальных педагогов образовательного учреждения взаимодействия с депутатской группой, общественными бла- готворительными объединениями, которые работают в микрорайоне и в рамках своей деятельности оказывают социальнопсихологическую помощь и поддержку проблемным семьям и детям с риском наркотизации.

2. Воспитательная антинаркотическая профилактическая работа с детьми и подростками в микрорайоне

2.1. Организация и развитие на уровне микрорайона через об- щественные клубы, учреждения дополнительного образования детей, центры социально-реабилитационной направленности различных форм внешкольной детской и юношеской инициативы по оказанию поддержки инвалидам, престарелым, многодетным семьям микрорайона; участие со- циальных педагогов образовательного учреждения, школьного врача совместно с социальными работниками в организации из числа положи- тельно ориентированных подростков и молодых людей групп взаимопомо- щи по предупреждению употребления ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи.
2.2. Организация социально значимой деятельности детей, под- ростков и молодежи по месту жительства (благоустройство микрорайо- на, проведение микрорайонных конкурсов на лучшие дворовые площад- ки); установление через социальных педагогов школы взаимодействия с муниципальными органами службы занятости населения для обеспечения рабочих мест и помощи в оформлении договоров на работу подростков во время каникул, в свободное от учебы время.
2.3. Организация летнего спортивно-ориентированного отдыха для детей и подростков, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел, а также для детей и подростков из групп риска нар- котизации.

3. Учебно-методическая антинаркотическая профилактическая работа со специалистами в микрорайоне

3.1. Разработка для курсов последипломной подготовки и пере- подготовки социальных работников и социальных педагогов программ развития активной антинаркотической работы в семье и микрорайоне, программ организации для детей и молодежи досуга, свободного от употребления психоактивных веществ.
3.2. Распространение нового социально-педагогического опыта в предупреждении употребления психоактивных веществ, освещение анти- наркотической профилактической работы в местных средствах массовой информации.

Приложение 6

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОФИЛАКТИКИ

1. КОМПЛЕКСНОСТЬ
СОГЛАСОВАННОСТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:
- ВЕДОМСТВ И УЧРЕЖДЕНИЙ
- СПЕЦИАЛИСТОВ РАЗЛИЧНЫХ ПРОФИЛЕЙ - ПЕДАГОГОВ, ШКОЛЬНЫХ И МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ, ВРАЧЕЙ НАРКОЛОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ, СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И ДР.
- ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ, МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЯХ.

2. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ
- ПО ВОЗРАСТУ
- ПО СТЕПЕНИ ВОВЛЕЧЕННОСТИ В НАРКОГЕННУЮ СИТУАЦИЮ (ЗДОРОВЫЕ, "ПОТРЕБИТЕЛИ", БОЛЬНЫЕ)
- ОТНОСЯЩИХСЯ К ГРУППЕ РИСКА

3. АКСИОЛОГИЧНОСТЬ (ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ)

4. МНОГОАСПЕКТНОСТЬ
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
- СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ (ЭТАПНОСТЬ)
- 1 ЭТАП - НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- 2 ЭТАП - ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
- 3 ЭТАП - ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ ПРОГРАММЫ

6. ЛЕГИТИМНОСТЬ

Приложение 7

КОНЦЕПЦИЯ К А П Р (КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ АКТИВНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ)

ЦЕЛИ КАПР

СНИЖЕНИЕ: СПРОСА, ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ, ПОСЛЕДСТВИЙ
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА: ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ, ЗДОРОВЬЯ, ЦЕННОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ;
СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, СЕМЬЯ, ДОСУГ;
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ НАРКОЗАВИСИМЫХ
ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ, ПРОШЕДШИХ ЛЕЧЕНИЕ И РЕАБИЛИТАЦИЮ;

СУБЪЕКТНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КАПР

ДЕТИПОДРОСТКИМОЛОДЕЖЬРОДИТЕЛИ

СРЕДЫ РЕАЛИЗАЦИИ КАПР

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕУЧРЕЖДЕНИЯСЕМЬЯМЕСТА ДОСУГА

ПРИНЦИПЫ КАПР

КОМПЛЕКСНОСТЬ, ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОСТЬ, АКСИОЛОГИЧНОСТЬ, МНОГОАСПЕКТНОСТЬ, ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ, ЛЕГИТИМНОСТЬ

ЭТАПЫ КАПР
I II III
НЕОТЛОЖНЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ
МЕРОПРИЯТИЯ
ПОЛНОЕ РАЗВИТИЕ
ПРОГРАММ

 

Наши форумы о наркомании

Наркомания
Общие вопросы о наркомании.

Героин, опий, метадон
Все только о героине, опие, метадоне.

Стимуляторы ЦНС
Экстази, амфетамины, винт, джеф и т.д.

Близкие наркоманов
Для созависимых: помощь, советы, личный опыт.

Центры лечения и реабилитации
Все о лечении наркомании.

Наркотики: последствия
Болезни: ВИЧ, гепатит, и т.д.

Анонимные наркоманы
АН, 12 Шагов, центры, личный опыт.

Наркополитика
Политика РФ в области наркомании.

Интересные публикации

Преимущества вызова врача на дом для лечения алкоголизма в Москве
Как домашний врач может помочь в борьбе с

Чего ожидать от первого визита к диетологу – полезные советы
Главная цель, произведя запись к диетологу –

Как проходит лечение наркомании в клинике
Лечение наркомании в клинике – это комплекс мер,

Что такое бездепозитный бонус букмекера и как его использовать
Узнайте, как легко начать делать ставки без

Восстановление после бури – как капельница поможет после запоя
Узнайте, почему капельница после запоя в Москве

Помощь наркозависимым: советы близких и профессиональные рекомендации
Узнайте, как помочь близкому человеку,

Как капельница на дому изменяет подход к лечению похмелья в Самаре
Откройте для себя, как мобильная служба выведения

Преимущества анонимного вывода из запоя в Брянске
Узнайте, как анонимные услуги вывода из запоя в

Эффективность капельниц от запоя в Твери – что нужно знать перед процедурой
Капельница от запоя в ТвериУзнайте, как

Как эффективно помочь детям-наркоманам – первый шаг к выздоровлению
Эта проблема не только разрушает жизни отдельных

Риносептопластика – гармония внешности и здоровья
Риносептопластика Алматы исправляет искривлённую

Как получение прав на квадроцикл расширяют возможности – от развлечения до работы
Квадроциклы в России используются не только как

Комплексный подход к выводу из запоя – медицина и психология
Вывод из запоя – это не только медицинская

Домашние методы вывода из запоя: советы и предостережения
Вывод из запоя – это серьезный и ответственный

Питание и образ жизни в процессе вывода из запоя
Вывод из запоя – это не только медицинский


©2010 Narcozona - все о лечении наркомании.

Яндекс.Метрика